Родитель-руководитель и проблема классического контроля

В классических учебниках и тренингах по менеджменту живут «управленческие функции», одна из них — контроль. Контроль «состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления» — это Анри Файоль, отец классического менеджмента. Сам по себе, контроль над исполнением — полезная штука. Проблема появляется, когда контроль над исполнением превращается в контроль над людьми. Взрослый партнёрский контекст становится детско-родительским, люди теряют энергию к действию и ощущение ответственности.

Контроль над людьми глазами руководителя

На тренингах по менеджменту учат, как и кого контролировать. Новый сотрудник — усилить контроль, опытный — ослабить, саботажник — усилить, мотивированный — ослабить. На продвинутых тренингах — что интенсивность контроля зависит от того, насколько человек компетентен и замотивирован на конкретную задачу. Но ситуативный подход не лечит главную проблему — Родительскую природу такого контроля. Родитель-руководитель думает:

«Я не уверен, что он меня не подведёт, поэтому должен его контролировать. Буду требовать отчёты, фотографии, письма и что-нибудь ещё. Это будет держать его в тонусе и не позволит отклониться от графика».

Контроль над людьми глазами работника

Чтобы контролировать человека, нужно отбить часть его взрослой ответственности. На деле отбивать не приходится — люди легко сдают этот рубеж и свешивают ножки. Все любят иногда вернуться в детство, когда за всё отвечал кто-то другой. А когда в детство приглашает босс, то сопротивляться совсем нет смысла. Подчинённый, которого насильно контролируют, думает:

«Руководитель меня контролирует, а значит, не доверяет. Во-первых, достал уже. А во-вторых, как будто я не способен ответственно отнестись к работе! Вряд ли я смогу его переубедить. А раз он всё контролирует, то и стараться не буду. Я уже заметил, что отклонения от плана появятся вот здесь и здесь, но за что теперь бороться? Это уже не мой результат».

Контроль над исполнением

Предлагаю другое отношение к контролю:

Контроль — действия, о которых руководитель договаривается с подчинённым, чтобы помочь тому сделать работу качественно и вовремя.

Выходит, контроль — это договорённости. Объект контроля — не человек, а его работа. Руководитель-Взрослый рассуждает о контроле так:

«Мы оба в этом заинтересованы, но за результат отвечает он, поэтому я не буду контролировать его насильно. Он составит график контрольных точек, который подойдёт под мои условия, и сам будет осуществлять проверки. Если что-то пойдёт не так, то он заметит и сообщит мне».

Руководитель — заказчик, подчинённый — исполнитель

Понять природу здорового контроля легче на примерах, в которых нет отношений руководитель-подчинённый.

Допустим, я несу телефон в ремонт, чтобы заменить разбитый экран. Это мелкая работа, контролировать её по этапам сложно. Если мастер делает работу хорошо, я приду к нему ещё, а если нет — «уволю», то есть найду другого. И мастер не будет рад, если я предложу постоять рядом и присмотреть за ним.

Или, скажем, я ремонтирую квартиру. Это долгий процесс, в котором не всё можно предсказать. Я нанимаю прораба с бригадой. Мы с прорабом ставим промежуточные сроки: пол должен быть готов такого-то числа, стены — такого-то и так далее. Эти сроки нужны мне, чтобы получить результат, и ему, чтобы получить деньги за работу. Если он не уложится в срок, он получит меньше денег (это есть в договоре). Но я же не буду сидеть в этой квартире, пока её ремонтируют, не буду следить за прорабом.

Вертикальные отношения руководитель-подчинённый отличаются от горизонтальных заказчик-исполнитель двумя условностями  — иерархической пирамидой и ТК РФ. Обе — наследство из прошлого века, обе можно при желании обойти.

Взрослые формулировки

Эти фразы , например, пригодятся руководителю, который договаривается с подчинённым о контроле:

Какие промежуточные сроки ты себе поставишь?
Как часто ты будешь сверяться с планом? Держи меня в курсе.
Нужна контрольная точка примерно в середине месяца. В какой день ты зайдёшь ко мне, и скажешь, что всё идёт по плану?
Выбери завтра время, подведи промежуточный итог и дай мне знать, как дела. Если понадобится помощь, обращайся.

Все статьи о Родителе-руководителе.

Поделиться
Отправить
Популярное