Родитель-руководитель, воспитание и дрессировка

Каждый менеджер настраивает работу команды под себя, это воспитательный процесс. Многие используют «кнут» и «пряник». Есть много инструментов в этих двух категориях, но все они отложенные по времени. «Кнутом» руководитель наказывает, то есть лишает человека денег, энергии или времени, а «пряник» — вознаграждение, то есть компенсация потерь, понесённых при выполнении задач. «Кнут» или «пряник» наступают сильно позже события, поэтому людям нужно делать усилие, чтобы связать одно с другим. Появляются ошибки в интерпретации, воспитательный процесс идёт медленно. Детско-родительский контекст «кнута и пряника» — наказаний и вознаграждений — неочевидная проблема, а вот низкая эффективность — точно да. Дрессировка будет по-эффективнее.

Дрессировать быстрее чем объяснять. Человек — просто умная обезьянка, и с ним работают те же трюки, что и с другими животными. Когда объясняешь что-то словами, то даже если человек хочет понять, будут проблемы — когнитивные искажения, «сломанный телефон» и всё такое. А дрессировка их обходит: мозг вырабатывает условные рефлексы без помощи сознания. Принцип такой: если два события происходят одновременно, то мозг связывает их друг с другом.

Учёные кормят собаку и включают при этом лампочку → Эта же лампочка вызывает у собаки такое же выделение желудочного сока, когда еды нет.

В детском лагере у костра я слушаю песни под гитару и думаю о девочке Тане из другого отряда → Эти же песни вызывают романтические чувства уже без лагеря, костра и девочки Тани.

Чтобы покормить рыбок, человек открывает люк на крышке аквариума → Рыбки всплывают на поверхность каждый раз, когда открывается крышка.

Основы дрессировки. Главное определение

Положительное подкрепление — это событие, которое совпадает по времени с действием субъекта и увеличивает вероятность повторения этого действия.

В принципе, это определение и есть вся технология, но здесь важно каждое слово. Разберём по порядку.

Положительное подкрепление— что-нибудь, что нравится субъекту. Есть ещё отрицательное — наоборот, что-то нежелательное.

Положительное — крекер, кусочек сахара, почёсывание за ухом, похвала, улыбка, «палец вверх»

Отрицательное — шлепок, строгий взгляд, удар током, пищалка непристёгнутого ремня безопасности

Положительное ведёт к повторению действия, отрицательное — наоборот. Ещё у отрицательного есть неприятный побочный эффект: обучаемый теряет интерес к обучению. Оно пригодится для отучения от нежелательного поведения, но там свои особенности. В общем случае, лучше совсем не использовать отрицательное подкрепление.

Совпадает по времени: этим подкрепление отличается от вознаграждения. Разница в том, что вознаграждение наступает сильно позже желаемого действия, а подкрепление — в момент.

Премия по итогам месяца = вознаграждение

Овации в офисе сразу после хорошей сделки = подкрепление

Вознаграждение работает только через сознание и не затрагивает рефлекторный уровень — оно работает хуже, чем положительное подкрепление.

Увеличивает вероятность повторения. Это значит, что обучаемый будет чаще вести себя так же.

Так нас дрессируют смартфоны: я раз сто в день смотрю на экран — вдруг там что-то интересное

Так прикармливают зверей для охоты — зверь чаще приходит в место, где периодически находит угощение

Пример. Дрессировка на совещаниях

Руководителю, который знает о чудесах положительного подкрепления, несложно настроить работу команды. Например, дрессировка здорово помогает на совещаниях. Когда люди говорят что-то дельное, руководителю достаточно одобрительно кивать и показывать большой палец. Интересно, что эффект получается групповой — остальные увидят, как заслужить одобрение, и будут стараться. И напротив, если люди оправдываются или капризничают, руководителю не следует никак реагировать: любое внимание к такому деструктивному поведению станет подкреплением.

Однажды на тренинге по совещаниям, где среди прочего я даю руководителям этот инструмент, заказчица взяла для отработки реальную проблему. Мы организовали небольшое совещание внутри тренинга, она его вела, а я ей помогал. Начали с повестки, дальше команде предстояло придумать решение задачи. Первые несколько минут люди сопротивлялись, а заказчица порывалась вмешаться в обсуждение — приходилось её останавливать. Когда один сказал что-то толковое, я показал заказчице жестом: «Подкрепляй!» Она произнесла: «Да, спасибо тебе». Потом второй — снова подкрепление. Важный вопрос от третьего — ещё. В какой-то момент они увлеклись обсуждением настолько, что заказчица подошла ко мне и тихо удивлённо сказала на ушко: «Я никогда их не видела такими!».

Можно подкреплять любое желательное поведение обучаемого, вместо того, чтобы воспринимать как должное. И со временем оно закрепится

Поведение Подкрепление
Быстро ответил на письмо «Спасибо, что быстро ответил»
Вовремя пришёл «Рад, что ты сегодня вовремя пришёл»
Оделся по дресс-коду «Классно выглядишь»
Сдал макет «Отличная работа!»
Предупредил о переносе срока «Спасибо, что держишь в курсе»

Этичность

Всё зависит от намерения. Если поведение, которое я подкрепляю, поможет обучаемому и будет полезно для общего дела — сплю спокойно. Если переживаю об экологичности — рассказываю о ней обучаемому, эффект не исчезает.

Подробнее о дрессировке читайте в книге Карен Прайор «Не рычите на собаку».

Поделиться
Отправить
Запинить
 127   2019  
Популярное